Недавно писал комментарий к одному посту про цифровое образование, выкладываю его сюда. В этом комментарии я касаюсь только цифровой составляющей и предлагаю вам самим решить, что хорошо, а что плохо.
Цифровое образование — это ведение образовательной деятельности с использованием специального ПО.
В качестве такого ПО используются «Электронные журналы» и «Школьные цифровые платформы». Единого стандарта по данному ПО нет, это конкурентный рынок, за который борются частные компании такие как: СберКласс, Яндекс, МЭШ.
Электронный журнал — это облачная платформа, в которой ведётся школьное расписание, журнал посещаемости и электронный дневник. Подразумевает, что бумажный дневник в школе более не ведётся.
Такая система позволяет родителям легко узнать, что происходит с ребёнком в школе, такой дневник нельзя забыть дома, потерять и т. д.
Но школьники перестают самостоятельно вести дневник, даже домашнее задание там пишет педагог. У школьника теряется чувство ответственности за важный документ. Ведение некоторых электронных журналов увеличивает нагрузку на педагогов. Информация об успеваемости учеников отправляется третьим лицам.
Электронный журнал позволяет делать кучу отчётов, на практике мало кто этим пользуется.
Школьная цифровая платформа (ШЦП) — это облачная платформа, включающая в себя образовательный контент, учебные материалы, функционал электронного журнала, информацию о входе и выходе ученика с территории школы, информацию о питании, оплате, дополнительном образовании и прочее.
С развитием и внедрением ШЦП электронные журналы отомрут.
Что планировалось
На ШЦП педагог создаёт задания для учеников, ученики заходят на ШЦП и выполняют их, учитель проверят результат. Всё происходит в единой платформе, есть история выполнения заданий, быстрая реакция от педагога на результат. Система будет показывать, сильные и слабые стороны ученика, предлагать пути развития ребёнка. Персонализация образования.
Что имеем сейчас
Существующие ШЦП неудобны, плюс педагоги не умеют ими пользоваться. На практике педагог фотографирует листочек с заданиями и выкладывает на ШЦП как картинку, ученики выполняют задание, фотографируют и выкладывают на ШЦП. Проверять это трудно, все недовольны.
Другой образовательный функционал используется слабо, либо не используется, школы и платформы многое заявляют, но на практике ничего не происходит.
Опять же, все данные передаются третьим лицам.
Развитие
Со временем, все эти системы доработают и пользоваться будет удобно. Вам понравится, или вам внушат, что вам понравилось. Дети будут 100% довольны, меньше забот. Учителям будет легко отчитываться, куча аналитики и т. д., один раз создал задания и пользуешься. Всё честно и в открытом виде. Не надо будет покупать учебники и часть школьного инвентаря, но необходим будет компьютер или планшет. Со временем, книжные учебники будут упразднены, а письмо от руки будет анахронизмом, как сейчас счёты или чернильница и будет вынесено в факультатив. Вся ваша школьная история будет проанализирована и сохранена.
Как выглядит цифровое образование в Хорошколе?
У всех детей с первого по восьмой класс имеются iPad, с восьмого класса у всех детей MacBook, в классах установлены «умные доски».
Концепция предусматривает, что ребёнку не нужно носить с собой в школу учебники и тетради. Учебники есть в цифровом виде, а вместо тетрадей они набирают текст на устройствах, исключения составляют некоторые предметы, например русский язык, там преподаватель выдаёт специальную тетрадь. Иногда учителя предлагают выполнять работы письменно, но это на усмотрение ученика.
Какого-то специального, уникального ПО на устройствах детей нет. Есть минимальный пакет программ типа офиса и рисовалок. Устройство в большей степени необходимо ученику для доступа на ШЦП. На практике оказывается, что некоторые школьники, особенно старшие классы, вообще не пользуются своими устройствами более года. На ШЦП они заходят со своих личных устройств, а может совсем не заходят.
Предполагалось, что педагоги и методисты разработают программы по использованию гаджетов в образовательных целях, но этого не произошло.
Умные доски используются для вывода изображения с ноутбука педагога, либо на них пишут пальцем, как мелом на обычной доске. Основная фишка — это возможность вызвать на доске QR код, дети его сканируют и изображение с доски, в виде картинки, сохраняется на устройства детей, списывать с доски ничего не надо. Функционал у досок огромный, избыточный, но педагоги им не пользуются по разным причинам.
Защита школьных устройств от вредного контента.
Безусловно, контент на школьных устройствах фильтруется, дети не могут посмотреть порнографию, скачать игры и т.д. Но дети умные и обходят любые блокировки. Более того, блокировки для детей — это вызов. Даже если вам попались глупые, безынициативные дети, которые сами не могут обойти блокировки, в классе найдутся те, кому родители дали телефон с неограниченным доступом в интернет, и этот ребёнок, с удовольствием, поделится контентом с одноклассниками.
Вывод. Вы сами обязаны объяснять своему ребёнку, что такое хорошо, а что такое плохо, воспитывать в нём нравственного человека. В современном цифровом мире невозможно оградиться от информации. Для сравнения, вы можете не ругаться при ребёнке матом, но слова эти, он узнает ещё в детском саду, а будет он ими пользоваться или нет, зависит от того, как вы его воспитали.
Педагоги
Здесь печаль, никогда бы не подумал, но педагоги — это самые плохие пользователи ПК, они, в большинстве, слабо обучаемы и не умеют формулировать мысли. Техникой и возможностями платформ они владеют на 5%. Плюс, в Хорошколе большая текучка кадров, до 50% педагогов в год. Только педагоги, кое-как, освоились с платформой, досками, макбуками, битриксами, как пришло время увольняться. А в других школах другие ИТ системы и его хорошкольный опыт там будет бесполезен.
Один педагог на всю школу умел контролировать, что дети делают на своих устройствах во время урока, но его уволили и сейчас это не умеет никто.
Как следствие, из-за того, что педагоги не могут контролировать происходящее на устройствах, они боятся, что при выполнении контрольных работ, дети будут пересылать друг другу правильные ответы, поэтому печатают задания на принтере (тетрадей то нет) и раздают листочки детям. Естественно, это нарушает принцип цифрового образования.
Вывод. Учителя не готовы к цифровому образованию. По-хорошему, они должны проходить курсы и сдавать экзамены по цифровым системам, иначе, это мартышкин труд. ИТ системы в школах должны быть максимально унифицированы.
Дети
По закону нормального распределения 5 – 10% детей неважно в какой школе учиться, они везде будут отличниками и наоборот 5 – 10% не получат образование нигде. Школа нужна для 80% остальных детей. Справляется ли Хорошкола? Если судить по результатам ЕГЭ, то справляется, оценки хорошие.
Дети вообще молодцы, техника им даётся достаточно легко, благодаря чему они играючи обманывают родителей. Типичный обман: «MacBook плохо работает, я не смог подключиться к уроку». Родители не разбираются, звонят в ИТ Отдел и ругаются.
Дети взламывают устройства и воруют пароли у зазевавшихся преподов. В классе, чтобы списывать, все знают пароли друг друга.
К сожалению, педагоги отмечают, что дети не могут концентрироваться более 10 минут. Но я не знаю, это глобальная проблема или только Хорошколы.
Дети по дистанту плохо обучаются.
Итог
На данный момент цифровое образование, всего лишь словосочетание, ничего цифрового в нём нет, одна имитация.
К сожалению, цифровое образование носит стихийный, а не проектный характер. Поэтому такой результат.
И главное, это очень большие деньги и власть, победители получат всё, а значит процесс будет идти дальше.
Больше по теме «Социология».
Электронный журнал, действительно, добавляет забот педагогу. А школьники и бумажный дневник-то не заполняли, чувство ответственности никто не отнял)
Как-то резко вы про педагогов. Если педагог молодой, только после института, он техникой пользуется уверено и быстрообучаем.
Думаю что цифровое образование еще не приняла свою форму. Вообще это полная цифровизация всего обучения с внедрение самых новых технологий и AI, но пока время не пришло.
А мне не нравится идея цифровизации образования. Раньше было лучше. Можно было пообщаться с учителем и это все сказывалось на качестве образования, а теперь у нас только одна из функций это обучение… а развитие где?
Спасибо за комментарий, согласен, развитие нужно.